Вокруг Байкала на снегоходах за 11 дней или мечта идиота…

Вокруг Байкала на снегоходах за 11 дней или мечта идиота…

Когда-то давно, только начиная работать инструктором я мечтал объехать Байкал на снегоходе. И вот сбылось… Собралась команда серьезных людей. Поставили цель — покорить Байкал, объехать по кругу. Забыли только — Байкал об этом предупредить…

День 1. Листвянка — Танхой

В составе экспедиции четверо гостей, двое инструкторов и шесть «боевых коней» — снегоходов разных марок. Ну и, конечно, сани со всем необходимым.

Кратко о членах экспедиции: парни подобрались серьезные, с северо-запада России, хорошо экипированные, со светлым взором на предстоящее мероприятие. Второй инструктор Даниил (я, собственно, первый)) тоже серьезно подготовился, запасся необходимым «оптимизмом». Парни заранее приезжали посмотреть технику, обговорить маршрут… Время старта назначили на 13-е марта, в 10.00 утра.

…Ну, вот наконец, и старт… Время — 17.30, поехали… За первый день прошли 42 км, пересекли Байкал в южной его части, и в 20.30 были на базе в поселке Танхой. Не так я представлял себе начало «крутой экспедиции». Но всё-таки стартанули, пошли, поехали, дальше должно быть лучше.

День 2. Танхой — Энхалук

Утро началось нормально, позавтракали, провели небольшое ТО снегоходам, дозаправились и поехали. Начало сказочное: светит солнце, кругом снег и хорошее настроение. На начале пути лишь маленькая преграда в виде метровой становой трещины. Ну, начало у нас всегда было хорошее, да вот заканчивается частенько не очень… Ехали весело, с остановками, фотографированием, чаем и прочими перекурами. На удивление быстро опустился вечер. И тут, как водится, понеслось. Закапризничала техника — устранили; уперлись в становую трещину — перелезли; встал один снегоход — взяли на буксир. В дневное время все эти операции несложны, но в темноте проблема всегда усложняется. Особенно раздражает, когда подъехал уже к вожделенному населенному пункту, огни домов и освещение улиц буквально перед глазами. А не всё так просто! — попробуй по темноте с первого раза отыскать подходящий въезд, а затем сориентироваться в переплетении улиц. Слава Богу — добрались. Разместились на базе в Энхалуке.

День 3. Энхалук — Гремячинск

Утро для нас с Даниилом началось рано — устранение неисправностей, заправка, увязка развороченного с вечера снаряжения — всё требует времени. Вышли в дорогу только после нежданно затянувшегося обеда, часов в 17 вечера. Как обычно, «прелести» пути — поля торошения, трещины, снежные надувы (своеобразные природные трамплины, гроза подвесок снегоходов) — сильнее всего дают о себе знать с наступлением сумерек. В Гремячинске нас ждало удобное размещение, ужин и, главное, горячий душ. На таком контрасте, после многочасовой тряски «в седле» всё больше ценишь мелочи цивилизации.

День 4. Дневка в Гремячинске

Отличный день. Гости разъехались по местным достопримечательностям. Мы без суеты приводим технику в порядок.

День 5. Гремячинск — Давша

Удивительный и поучительный день. 240 км за 17 часов. Скоростной режим — от 60–70 км/ч (хотелось по ровному проехать как можно больше) до 3–5 км/ч (одним словом — торосы…). Вышли в 9.30 утра, настроение отличное, километры проглатываются десятками. Заехали на заправку, — благо, та находилась у самого берега. На волне энтузиазма у ребят назрело предложение «сократить» общие количество дней в экспедиции за счет увеличения километража за сегодняшний день. Раз так хорошо идем, значит незачем нам в районе обеда приходить в Усть-Баргузин, а использовать денек на «все сто» и дойти сразу до Давши.

При этом менялся сам маршрут: вместо Баргузинского и Чивыркуйского залива предстояло обогнуть полуостров Святой Нос морской стороной. Преследуя благие цели по сокращению времени и затрат бензина, а также идя на поводу у охватившего всех спортивного оптимизма, приняли решение идти в Давшу. Местные жители в Гремячинске клялись, что зимник обходит Святой Нос с морской стороны. Информация вызывала некоторые опасения, но ведь пока всё было хорошо… К тому же дорога действительно пошла вокруг полуострова. Погода — сказка, природа — с ума сойти, великолепные пейзажи полуостровного медвежьего края, слева виднеются Ушканьи острова.

Солнце садится, счетчик оставшегося до Давши километража на навигаторах убывает всё медленнее, дорога ушла куда-то резко к противоположной стороне, и всё сильнее к берегу прижимает бескрайнее поле торосов. И понеслось. Скорость не выше 5 км/ч, а большей частью 2–3 км/ч. С наступлением темноты оставалось около 60 км. Грустно. Из торосов выбрались в районе полуночи. И то, обходя непроходимые для техники поля ломаного льда, в одном месте, вплотную к берегу, на руках пришлось спустить по очереди все снегоходы (плюс сани) с метровой высоты ледяного наплыва. Техника капризничает, разбрасывается катками и сломанными амортизаторами.

Температура с наступлением темноты мгновенно опустилась до -20, а к полуночи были все -25. В третьем часу ночи мы влетели в нежилую деревню Давша, в которой еще предстояло найти дежурившего в ней лесника. И прямо как на зло: не слышно собачьего лая, не видно ни одного живого огонька. Домик лесничего выдали только старательно вычищенные от снега дорожки. Снова смена обстановки, сидим в натопленном уютном доме. Лесник, Игорь, оказался потрясающе гостеприимным и доброжелательным человеком. Без суеты но в кратчайшее время мы сидели за столом и уплетали ужин. И спать…

День 6. Давша — Северобайкальск

С утра, после завтрака, Игорь сводил ребят в местный музей, провел небольшую экскурсию по расселенной деревне, показал горячие источники. Прощальный чай, увязка и вперед. Сегодня мы должны прийти в Северобайкальск. Лед ровно покрыт снегом, снегоходы хорошо идут. Автозимнику постоянно попадаются машины. При пересечении озера на другую сторону снега на дороге заметно поубавилось, появился открытый лед. После пары падений сбавили темп. Я и сам перевернулся раз, сломал ветровое стекло — теперь точно жарко не будет… Прибываем на базу подготовки боевых пловцов ВМФ в 15 км от Северобайкальска, где администрация любезно организовала нам стоянку, баню, ужин и ночлег.

День 7. Дневка в Северобайкальске

Ребята уехали в гостиницу в город, а мы с Даниилом занялись ремонтом, заправкой, пару раз съездили за продуктами, запчастями и топливом.

День 8. Северобайкальск — Заворотная

Утром всплыла проблема — потерялся ключ от одного снегохода. Закорачивание проводов зажигания решения не принесло. Пришлось оставить снегоход на базе вместе с Даниилом. Им предстоит выбираться отсюда до Иркутска попутным автотранспортом. В дальнейшем по пути решать проблемы, связанные с ремонтом и заправкой снегоходов мне пришлось одному. Ну да ладно.

День был не такой, как всегда. Снова хорошая погода, красивые пейзажи, мягкий неглубокий снег, и, самое удивительное, мы приехали к месту ночевки по светлому времени, и без приключений.

День 9. Заворотная — Зама

Утро уже вызывало подозрения. Стартанули вовремя. За этот день должны были пройти 180 км до МРС (Сахюрта). Но случилось иначе. Примерно через 50 км от старта наткнулись на хорошую трещину, в которой, зацепившись бамперами, висел УАЗик («буханка»). Спасательная операция продолжалась часа три, и совместными с водителем и пассажирами УАЗа и местными егерями усилиями увенчалась успехом. Из-за потерянного времени попасть в МРС уже не стоило рассчитывать. После места эпопеи с УАЗиком началась гололядка, подул сильный ветер с материка, ну и, разумеется, начало темнеть. Остановиться на ночевку пришлось в Заме.

День 10. Зама — Бугульдейка

Начала наваливаться моральная и физическая усталость… Радовал тот факт, что это уже дорога к дому. Малое море пересекли без особых проблем. Пару раз помогали местным на машинах перелезть через трещины. По приезду в МРС оказалось, что ближайшая АЗС закрыта. Пришлось фрахтовать машину, ехать в Черноруд. По выходе с МРС после неудачного переворачивания начали разваливаться грузовые сани. В Бугульдейку пришли ночью. По пути встретили людей, которые пешком шли от острова Ольхон в Листвянку — кому что…

День 11. Бугульдейка — Листвянка

На душе всё легче — дом же близко, как и логическое завершение мероприятия. В районе бухты Песчаная таки не выдержал и «умер» один снегоход. Пришлось оставить и его. В поселке Большое Голоустное, уплетая салаты и позы (бурятское блюдо) в местном кафе… Пришло, наконец, осознание мысли, что всё хорошо… В Голоустной нас встретил Костя Дмитриев на снегоходе и с санями. Остаток пути просто пролетели, вокруг знакомые места… И вот она, родная Листвянка… Встречай героев-покорителей Байкала…

Итоги

Мы преодолели около 1800 км за 9 дней. Теперь можно смело заштриховать карту Байкала. Но многое ведь осталось нераскрытым, не увиденным своими глазами, и позже, когда прошла усталость, на ум снова шли мысли о том, как хорошо бы еще побывать Там — за Горизонтом…

P.S. На следующий день после возвращения в Листвянку — мы ушли со следующей группой (французов) на десяти снегоходах на остров Ольхон, на семь дней…

Такая у нас работа…

Михаил Чупров

← Возврат к списку